Новости для специалиста по госзакупкам

Суды напомнили: поставщик устранил недостатки в пределах срока исполнения госконтракта — штрафа нет. По   итогам электронного аукциона был заключен контракт.

При его исполнении выяснилось, что часть товара не соответствует установленным требованиям.

Поставщик его заменил до истечения срока поставки. Замечаний к товару не было, акт
приема-передачи подписан.
Однако   заказчик  потребовал  уплатить   штраф   и  удержал  необходимую   сумму   из
обеспечения исполнения контракта.


Суды  не   нашли  оснований   для   штрафа:   недостатки   устранены   своевременно,
обязательства по контракту исполнены в полном объеме. С заказчика взыскали проценты за
пользование чужими денежными средствами и сумму удержанного штрафа.
Верховный суд не стал пересматривать дело.


Рекомендуем  исправлять   выявленные  недостатки  как  можно  скорее.  Если  выйти   за
пределы срока исполнения контракта, есть вероятность, что вам начислят штраф.
Документ: Определение ВС РФ от 15.01.2020 N 306-ЭС19-25786
 
31.01.2020
Минфин пояснил, на каком лицевом счете автономное учреждение учитывает
неустойку по договору
Если   автономное   учреждение   предъявляет   санкции   (неустойку,   пени,   возмещение
ущерба) исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках
осуществления  им  как  получателем  субсидии  деятельности,   то  полученные  средства  оно
признает доходами от приносящей доход деятельности.
Эти   доходы  отражают  на   предназначенном   для   учета   операций   со   средствами
автономных учреждений лицевом счете, открытом в УФК (код 30).
В случае если контрагент перечислит неустойку на лицевой счет с кодом 31, указанную
сумму   следует   учесть   на   лицевом   счете   с   кодом  30.   Для   этого   учреждение  должно
представить в УФК заявку на кассовый расход по форме 0531801.
Документ: Письмо Минфина России от 06.12.2019 N 02-07-10/95319

30.01.2020
Замена удостоверения на медизделие может быть уважительной причиной
просрочки поставки по контракту
Заказчик расторг в одностороннем порядке госконтракт на закупку медизделий. Часть
товара была поставлена с опозданием.
Антимонопольный орган включил сведения о поставщике в РНП.
Суды установили, что контролеры не исследовали, почему не были соблюдены условия
договора.  Нарушение   сроков  произошло  по  уважительной  причине:  изготовитель  товара,
поставляемого   по   госконтракту,   переоформлял   регистрационное   удостоверение   на
медизделие. Поставщик действовал добросовестно, поскольку закупил необходимый товар у
третьих лиц и уплатил неустойку.
Суды признали решение контролеров незаконным.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.01.2020 по делу N
А70-19914/2018

29.01.2020
ФАС: какие положения документации по госзакупке на содержание автодорог не
ограничат конкуренцию
Участник среди прочего пожаловался,  что заказчик объединил в один лот дорожные
работы,   которые  выполнялись  в   разных  районах  области.  По  мнению  заявителя,   они  не
связаны  между  собой   единым технологическим  процессом,   что  ограничивает  количество
участников закупки.
 
ФАС   приняла   во   внимание   следующее.   Требования   документации   нужны   для
обеспечения безопасности и бесперебойности движения на автодорогах регионального или
межмуниципального  значения.  Проводились  комплексные работы.  Дороги связаны между
собой и составляют единую функционирующую систему.  Объект закупки  сформирован  в
соответствии   с   потребностями   заказчика.   Оснований   для   привлечения   заказчика   к
ответственности нет.
Документ: Решение ФАС России от 04.12.2019 по делу N 19/44/105/3401
 
27.01.2020
Контракт жизненного цикла можно будет заключить при госзакупке некоторых
видов медтехники
Правительство   дополнило  перечень  случаев,   когда   можно   заключать   контракты
жизненного  цикла.  В  него  добавили  закупки  медицинской  техники,  которая  относится  к
кодам по ОКПД2:
—  26.60.11  — аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета-
или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях;
— 26.60.12 — аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях;
— 26.60.13.130 — аппараты высокочастотной и низкочастотной терапии;
— 26.70.22.150 — микроскопы оптические;
— 32.50.12.000 — стерилизаторы хирургические или лабораторные;
— 32.50.21.121 — аппараты для ингаляционного наркоза;
— 32.50.21.122 — аппараты дыхательные реанимационные.
Это значит,  что по этим позициям в одну закупку  можно будет включить  не только
поставку,  но и обслуживание,  при необходимости эксплуатацию в течение срока службы,
ремонт и (или) утилизацию товара.
Новые правила вступят в силу 31 января.
Документ: Постановление Правительства РФ от 21.01.2020 N 27
 
* * *
 
с 20 по 24 января 2020 года
24.01.2020
ВС РФ указал, когда члена комиссии по закупкам нельзя штрафовать за неверное
решение
При   рассмотрении   первых   частей   заявок   председатель   комиссии   проголосовал   за
допуск   участника,   в   заявке   которого   не   было   обязательных   сведений   о   товаре.  Однако
большинством голосов участник не был допущен.
УФАС оштрафовало председателя комиссии на 5 тыс. руб. за неправильное решение.
Районный и областной суды признали штраф законным.
Верховный   суд   не   согласился   с   таким   подходом.   Он   отменил   постановление   о
наложении   штрафа   и   прекратил   дело   за   отсутствием   состава   административного
правонарушения.
ВС   РФ  указал:   поскольку   итоговое   решение   было   правильным,   нельзя   наказывать
отдельных членов комиссии, которые голосовали иначе.
Документ: Постановление ВС РФ от 11.12.2019 N 29-АД19-6
 
24.01.2020
УФАС разъяснило, какие требования к товару должен обосновать госзаказчик
Участник   закупки   детского   питания   пожаловался   на   то,   что   некоторые   положения
аукционной документации ограничивают конкуренцию. В ней необоснованно установлены
диапазоны показателей товара, которые отличаются от диапазонов техрегламента.
Контрольный орган напомнил, что детализация объекта закупки в необходимой степени
допустима. Обосновывать отличающиеся диапазоны не нужно, поскольку показатели товара,
которые приведены в документации, входят в диапазоны техрегламента.
 
При рассмотрении жалобы также обнаружено, что заказчик использует характеристики
товаров, которых нет в техрегламенте. В данном случае их необходимо обосновать. Заказчик
пояснил, что требования установлены на основании рекомендательного письма внештатного
специалиста   диетолога  минздрава  Астраханской   области.  Однако   его   не   было   в   составе
документации.
Управление посчитало это нарушением, однако предписание выдавать не стали:
— письмо было представлено на заседании комиссии при рассмотрении жалобы;
— требованиям документации соответствовала продукция нескольких производителей.
Отметим, что не все контрольные органы придерживаются аналогичной позиции. Так,
при  схожих обстоятельствах  Санкт-Петербургское  УФАС выявило в  действиях  заказчика
нарушение Закона N 44-ФЗ.
Документ: Решение Астраханского УФАС России от 09.10.2019 N 030/06/64-1225/2019
 
23.01.2020
Суды разобрались, какие условия банковской гарантии не обеспечат исполнение
госконтракта
Победителя  аукциона  признали  уклонившимся  от заключения контракта.  Банковская
гарантия,   которую   он   представил   в   качестве   обеспечения   исполнения   контракта,   не
соответствовала Закону N 44-ФЗ. В нее было включено условие, по которому обязательства
и ответственность (в том числе пени, штрафы) ограничивались суммой банковской гарантии.
Контрольный  орган  не   поддержал  победителя.  Суды   заняли  аналогичную  позицию.
Спорное условие лишает заказчика возможности требовать уплаты неустойки свыше суммы
банковской   гарантии.   Следовательно,   она   не   обеспечивает   исполнение   обязательств
участника в полном объеме.
Документ: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2019 по
делу N А40-62701/2019
 
21.01.2020
ВС РФ: нельзя предусмотреть авансирование в допсоглашении к госконтракту,
когда он уже исполняется
По   итогам   электронного   аукциона   стороны   заключили   контракт   на   выполнение
строительных работ. В ходе его исполнения стороны подписали допсоглашение, в котором
зафиксировали аванс. Он был перечислен на счет подрядчика.
Надзорный орган  посчитал допсоглашение незаконным и потребовал вернуть аванс, а
также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суды  признали  документ   недействительным:   допсоглашение   меняет   существенные
условия о порядке оплаты работ по контракту.  Однако в возврате уплаченной суммы они
отказали, поскольку контракт исполнен, его цена не поменялась.
С   подрядчика  взыскали  проценты   за   пользование   чужими   денежными   средствами.
Выплата   аванса   за   выполнение   работ  не   была   предусмотрена  условиями   контракта
изначально.   Тот   факт,   что   стороны   подписали   допсоглашение,   нарушает   требования
законодательства о контрактной системе. Сделка признана ничтожной.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 30.12.2019 N 306-ЭС19-25198
 
20.01.2020
Минфин уточнил, какие существенные условия госконтракта с единственным
поставщиком можно менять
С 1  июля  2019   года   действует  норма   (п.   10  ч.   1   ст.   95  Закона  N  44-ФЗ),   которая
позволяет   в   ряде   случаев   изменить   существенные   условия   контракта   с   единственным
поставщиком.
Ведомство пояснило: в этих ситуациях по согласованию сторон можно изменять любые
существенные условия, в том числе цену и срок исполнения контракта.
Документ: Письмо Минфина России от 19.12.2019 N 24-03-07/99602
 
с 13 по 17 января 2020 года
 
17.01.2020
Разъяснен порядок работы с электронными документами о приемке при
исполнении госконтракта
В   ЕИС  появилась   возможность  сформировать   и   подписать   в   электронной   форме
документы о приемке при исполнении  контракта.  Это можно сделать  в личном кабинете
пользователя   при   взаимном   согласии   сторон   на   обмен   такими   документами.   Для   этого
заказчику нужно:
— найти контракт в реестре на этапе «Исполнение»;
—   воспользоваться   пунктом   контекстного   меню   «Предусмотреть   формирование
документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».
После выполнения этих действий у поставщика (подрядчика,  исполнителя)  появится
возможность формировать документы в электронном виде.
Такой порядок действует в отношении контрактов, заключенных с 1 января 2020 года.
Если  они   заключены  до  названной  даты,   то  воспользоваться  новым функционалом  ЕИС
можно  при   условии,   что   в   контракте   в   качестве  первичного   учетного  документа   указан
универсальный передаточный документ (счет-фактура).
Кроме   того,   дана  рекомендация  предусматривать   в  проекте  контракта,   в   частности,
возможность оформления и обмена документами о приемке в электронной форме.
Отметим, что Казначейство и ФНС признают документ о приемке, сформированный в
ЕИС   и   подписанный   электронными   подписями,   равнозначным   бумажному   документу   с
собственноручными подписями.
Документы:
Информационное
сообщение
в
(https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=29814)Письмо Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от
18.12.2019
 
15.01.2020
ВС РФ и ФАС: стало понятно, как указывать информацию об НДС на этапе
объявления госзакупки
По  мнению  ФАС в проекте  госконтракта  нужно излагать  условие о цене в формате
«включая  НДС/НДС   не   облагается».  Один   из   заказчиков  обратился  в   Верховный   суд   с
просьбой признать письмо ФАС недействительным. Проблема была в следующем: с опорой
на него УФАС  посчитало нарушением  тот факт, что заказчик указал в проекте контракта
условие о цене только с НДС.
Верховный суд поддержал заказчика. Согласно позиции ФАС, раз участником закупки
может быть любое юридическое или физическое лицо, в ней вправе участвовать и те, кто
использует УСН. Следовательно, в проекте контракта обязательно приводить вариативную
формулировку в отношении НДС. Верховный суд посчитал такой вывод ошибочным: норма
об участниках закупки не регулирует вопрос об условиях проекта контракта,  связанных с
налогообложением.
Суд также напомнил, что ФАС не может разъяснять ни положения Закона N 44-ФЗ, ни
положения законодательства о налогах и сборах. В оспариваемом письме служба фактически
ввела новое нормативное правовое регулирование, а значит, превысила полномочия.
ВС РФ  признал  письмо  ФАС не  действующим со  дня  принятия.  Таким  образом,   в
проекте контракта можно указывать условие о цене только с НДС. Аналогичную позицию
Верховный суд занимал и ранее.
Документ: Решение ВС РФ от 09.12.2019 N АКПИ19-798
 
15.01.2020
Для участников госзакупок работ на обслуживание медтехники установлены
доптребования
С  8   января   действует  постановление,   по   которому   к   участникам   закупок   работ   на
техобслуживание   медтехники   с   НМЦК,   превышающей   10   млн   руб.,   применяются
доптребования.   Речь  идет   о   технике,   которая   относится,   например,   к   следующим  кодам
ОКПД2:
—  26.60.11  — аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета-
или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях;
— 26.70.22.150 — микроскопы оптические;
— 32.50.21.122 — аппараты дыхательные реанимационные.
За последние три года до даты подачи заявки участники таких закупок должны иметь
опыт исполнения:
— одного контракта (договора) на обслуживание медтехники, заключенного по Закону N
44-ФЗ или по Закону N 223-ФЗ;
— контрактов на обслуживание медтехники, заключенных согласно Закону N 44-ФЗ по
итогам совместного конкурса или аукциона.
Достаточно выполнить одно из этих условий.
Стоимость   контракта   (договора)   или   совокупная   стоимость   контрактов   должна
составлять не менее 20 % НМЦК проводимой закупки.
Подтверждать соответствие доптребованиям нужно копиями следующих документов:
—   контракт   (договор),   включенный   в   реестр.  Необходимое   условие   —   отсутствие   не
исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек;
—   акт   выполненных   работ,   подтверждающий   стоимость   исполненного   контракта
(договора). Акт должен быть подписан не ранее чем за три года до даты окончания срока
подачи заявок на участие в закупке.
Если контрактов или актов было несколько, необходимы копии всех этих документов.
Документ: Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1922
 
14.01.2020
Госзаказчикам хотят разрешить закупку радиоэлектроники у единственного
поставщика
Минпромторг   разработал   проект,   согласно   которому   заказчики   смогут   закупать
продукцию, включенную в единый реестр российской радиоэлектроники,  у единственного
поставщика. С реестром можно ознакомиться в ГИСП.
Планируется, что нововведение заработает с 1 апреля 2020 года и будет действовать в
течение двух лет.
Общественное обсуждение проекта завершается 14 января.
Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=98106
13.01.2020
С 28 января нужно будет применять типовой контракт на поставку техсредств для
реабилитации инвалидов
Типовой   контракт   был   размещен   в  ЕИС  28   декабря.   Его   необходимо   будет
использовать, если предмет закупки относится, в частности, к следующим кодам ОКПД2:
— 26.60.14.120 — аппараты слуховые;
— 30.92.20.000 — коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей;
— 32.50.22.128 — костыли;
— 32.50.22.120 — приспособления ортопедические.
С   полным   списком   кодов   можно   ознакомиться  в   информационной   карте  типового
контракта.
Ограничения по размеру НМЦК не установлены.
Документ: Приказ Минтруда России от 11.03.2019 N 144н
 
с 30 декабря 2019 года по 10 января 2020 года
Опубликованы существенные поправки к Закону N 44-ФЗ
Изменения  будут вступать в силу поэтапно.  Так,  с  1 января участники большинства
закупочных процедур должны указывать в заявках страну происхождения товара. С 8 января
появилось больше возможностей заключить контракт жизненного цикла.
С 1 июля заработает блок поправок:
— изменятся правила проведения запроса котировок в электронной форме;
— начнут проводить электронные малые закупки;
— по-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком.
Подробнее   читайте   в  обзоре  изменений,   который   мы   подготовили   на   этапе
рассмотрения закона Советом Федерации.
Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ
С 26 декабря действует запрет на допуск иностранных систем хранения данных по
На   два   года  запрещены   госзакупки   импортных   программно-апаратных   комплексов
систем хранения данных. Запрет  распространяется  на товары по коду  ОКПД2 26.20.2. Он
действует и в отношении таких товаров, если они являются:
— предметом смешанных контрактов;
— предметом аренды и (или) лизинга.
Участники  должны декларировать,  что  их продукция включена  в реестр  российской
радиоэлектроники,   и   указывать   номер   реестровой   записи.   Номер   записи   из   декларации
нужно отражать в контракте.
При исполнении контракта нельзя заменить товары из реестра на иностранные.
Запрет не затрагивает закупки, начатые до вступления в силу постановления.
Документ: Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 N 1746
Принят закон о взаимозаменяемости лекарств
Большинство   поправок   к   порядку   определения   взаимозаменяемости   лекарств
заработают с 1 марта 2020 года.
Появится  перечень  взаимозаменяемых препаратов,  в  котором лекарства  объединят  в
соответствующие группы. Его сформирует экспертное учреждение — ФГБУ «Научный центр
экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России.
Список разместят на сайте Минздрава и будут актуализировать. Он позволит медикам и
пациентам ориентироваться в аналогах препаратов. К примеру, если нет одного лекарства,
врач на основании перечня сможет выписать другое.
Кроме того, правительству предоставят право устанавливать особенности определения
взаимозаменяемости:
— для биологических лекарств;
— комбинированных лекарств (содержащих два и более действующих вещества);
— препаратов для парентерального питания;
— недозированных лекарств.
Для растительных и гомеопатических препаратов взаимозаменяемость определять по-
В отношении лекарств, которые до 1 марта 2020 года признают взаимозаменяемыми в
процессе их госрегистрации, повторно определять взаимозаменяемость не потребуется.
Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 N 475-ФЗ
 
09.01.2020
С 4 января 2020 года изменится порядок определения НМЦК при госзакупке
лекарств
Опубликован  новый   порядок  определения   НМЦК   при   закупке   лекарственных
препаратов. Остановимся на интересных поправках.
Способы определения цены (начальной цены) за единицу лекарственного препарата не
изменились.   Однако   появились   некоторые   особенности.   Так,   при   применении   метода
сопоставимых  рыночных цен   заказчик  наряду  с  использованием  общедоступной  ценовой
информации будет обязан направить запросы поставщикам.
Изменились   правила   формирования   средневзвешенной   цены.   При   ее   определении
заказчик будет вправе не учитывать, в частности, цены поставленных лекарств:
— с остаточным сроком годности, который на 20% и более отличается от остаточного срока
годности закупаемого товара;
— по контрактам, по которым к поставщикам применялись штрафные санкции;
— обращение которых на месяц расчета НМЦК (начальной цены единицы) приостановлено.
Референтные цены будут рассчитываться иначе: их будут автоматически определять не
четыре раза,  а  два раза  в год.  Такие цены по-прежнему  не получится использовать,  пока
соответствующих данные не размещены в ЕИС.
В новом порядке определены значения, которые не надо учитывать при установлении
цены (начальной цены) единицы лекарственного препарата. Речь идет, например, о значении
цены по контрактам на поставку лекарств, которых нет в гражданском обороте РФ.
Если закупка не состоится из-за того, что не подано заявок по НМЦК (начальной цене
единицы), в последующих закупках надо  установить минимальное ее значение, следующее
после НМЦК (начальной цены единицы) несостоявшейся закупки.
Новый   порядок  не   применяется  к   закупкам,   извещения   (приглашения)   о   которых
размещены (направлены) до 4 января 2020 года.
Документ: Приказ Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н
 
30.12.2019
Суды напомнили, как исчислять срок подачи жалобы на документацию по
госзакупке
Участник   отправил   заказным   письмом  жалобу  на   положения   документации   об
электронном   аукционе.   Антимонопольный   орган   ее   вернул   в   связи   с   пропуском   срока
подачи. Жалоба считается поданной с момента ее получения органом.
Три   инстанции  поддержали  участника.   Необходимо   различать   понятия   «подача
жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган». Участник отправил жалобу по почте
до  окончания  срока  подачи   заявок  на  участие  в   аукционе,   следовательно,   она  считается
полученной в срок и должна быть рассмотрена. Оснований для возврата у антимонопольного
органа не было.
ВС РФ поддерживает указанную позицию с 2016 года и высказывал соответствующее
мнение   не   раз.   Однако   в   прошлом   году   АС   Северо-Западного   округа   приходил   к
противоположному выводу.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 14.10.2019 по делу N А11-
17898/2018  

Добавить комментарий