Не забудьте сдать отчет о закупках у СМП и СОНКО за 2018 год

Заканчивается срок публикации отчета о закупках у СМП и СОНКО. В обзоре расскажем, когда он истекает в этом году, нужно ли учитывать последние изменения закона и что грозит за нарушения, связанные с отчетом.

По закону конец срока, когда нужно разместить отчет в ЕИС — 31 марта. В 2019 году эта дата выпадает на воскресенье, поэтому разместить отчет можно до 1 апреля включительно. Учитывать ли изменения, произошедшие с нового года России указал, что, составляя отчет за 2018 год, необходимо учесть внесенные в ч. 1.1, 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ изменения, которые вступили в
силу с 1 января 2019 года.

Напомним: с нового года сумму контракта, который заключен с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся конкурентной закупки с СМП и СОНКО, учитывают и в обязательном объеме таких закупок, и в СГОЗ для расчета этого объема. Полагаем, что отчет лучше заполнить по тем правилам, которые действовали в 2018 году. Именно ими руководствовались заказчики, проводя закупки, за которые того, форма и порядок заполнения отчета не изменились.

За что могут оштрафовать

Контрольные органы оштрафуют, если:

  • нарушите срока размещения отчета. Опоздаете даже на один день, штраф для должностного лица — 15 тыс. руб., для заказчика — 50 тыс. руб.;
  • не разместите отчет или разместите после того, как нарушение выявят проверяющие, штрафы будут больше в разы: для должностного лица — 50 тыс. руб., для заказчика — 500 тыс. руб.;
  • в отчет включите недостоверную информацию, штраф для должностного лица — 15 тыс. руб., для заказчика — 50 тыс. руб.

Имейте в виду: один штраф не освобождает от другого. Если, например, поздно сдадите отчет и включите в него недостоверную информацию, оштрафуют дважды.


Отчетность заказчика по 44-ФЗ
В соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) заказчик обязан размещать в ЕИС ряд отчетов.
Отчет об исполнении контрактов
Исходя из изложенного, заказчик обязан разместить отчет, предусмотренный ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в ЕИС.

Исключением являются контракты, заключенные в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44 или 46 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

По окончании этапа исполнения контракта или всего контракта в целом заказчик в соответствии с ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ публикует в ЕИС отчет об исполнении контракта, в котором указывается информация:

1) Об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) О ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

            
 Дополнительная информация
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1084) информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня исполнения контракта.
Ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками. Подробнее об этом Вы можете прочитать в справке «Реестр контрактов по 44-ФЗ».
Приказом Минфина России от 24.11.2014 г. N 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками» (далее — Приказ Минфина России от 24.11.2014 г. N 136н, Порядок), установлены правила формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством для ведения реестра контрактов.
На основании п. 2 Порядка формирование заказчиком информации, включаемой в реестр контрактов, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — информационная система), после прохождения процедуры регистрации в информационной системе в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 4 Порядка информация должна быть сформирована в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы или направлена в Федеральное казначейство из информационной системы, используемой заказчиком в целях формирования информации, подлежащей включению в реестр контрактов, в форме электронного документа, содержащего информацию, сформированную в соответствии с Порядком, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — электронный документ информационного обмена).
На основании п. 37 Порядка при формировании информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, указываются следующие сведения:
— код и наименование причины начисления штрафа (при наличии);
— размер начисленной неустойки (штрафа, пени) (при наличии);
дата и номер требования заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику (при наличии), решения суда о взыскании неустойки (штрафа, пени);
— размер оплаченной неустойки (штрафа, пени) (при наличии);
— наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для возврата излишне уплаченной (взысканной) неустойки (штрафа, пени) (при наличии);
— размер излишне уплаченной (взысканной) суммы неустойки (штрафа, пени) (при наличии);
— размер возвращенной плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы неустойки (штрафа, пени) (при наличии).

3) Об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

  
 Внимание!
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее — Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1093, Положение) подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1093.

Частью 10 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта (или всего контракта в целом), поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта, а также его форма определяются Правительством РФ, безусловно, с учетом общих требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (ч. 11 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1093.

  
 Внимание!
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации) (ч. 12 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1093, отчет и документы в электронной форме, предусмотренные ч. 10 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, подлежат размещению в ЕИС в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид).

При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика. Датой составления отчета является дата размещения отчета в ЕИС.

Для отчета, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, датой составления является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Отчеты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются в ЕИС.

Пунктом 3 Положения установлено, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня:

— оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

— оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

— расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

  
 Внимание!
При расторжении контракта в случае, если поставщиком на момент расторжения поставлена часть товара, выполнена часть работ или услуг, заказчик обязан осуществить их приемку и провести экспертизу этапа исполнения контракта в соответствии с требованиями ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, до его расторжения.

Отчет в целом и отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта хранятся в единой системе в течение срока, установленного в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО
Еще один отчет заказчику необходимо формировать отдельно — об объеме закупок у СМП и СОНКО, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС.

В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении контрагентов с участием СМП, СОНКО (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).     

  
 Внимание!
Согласно ч. 4_1. ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ порядок подготовки отчета, его размещения в ЕИС и его форма определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 г. N 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (далее — Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 г. N 238) утверждены Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (далее — Правила).
Как следует из Правил, подготовка отчета должна осуществляться заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Подготовка отчета и его составление должны осуществляться по утвержденной форме. Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 г. N 238 утверждены и Требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Отчет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
На основании ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчику нужно формировать отчет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В таком отчете заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика составляется заказчиком до заключения контракта.

  
 Внимание!
Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48 и 50 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

При этом эксперт отмечает, что положения ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не обязывают заказчика размещать отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в ЕИС.

Форма отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки Правительством РФ не установлена. Поэтому такой отчет составляется в произвольной форме и хранится заказчиком вместе со всеми остальными документами данной закупки.

Добавить комментарий